(499) 579 - 34 - 20
(812) 332 - 38 - 93


FACEBOOK
TWITTER
VKONTAKTE



Рейтинг@Mail.ru







Яндекс.Метрика

 Энциклопедия строительства

Авторский надзор. Контроль автора проекта, проектной организации на протяжении всего периода строительства и ремонтно-отделочных работ с целью обеспечения максимального соответствия всех параметров объекта, включая архитектурно-планировочные, строительные, инженерно-технические, дизайнерские решения, проектной документации.
Назначение авторского надзора в том, чтобы обеспечить реализацию объекта именно в том виде, в каком он был задуман и спроектирован. В случаях, когда требуются изменения или дополнения проектных решений, в рамках авторского надзора их вносит автор проекта (лицо, имеющее полное и всестороннее представление обо всех проектных решениях и их взаимосвязи). По действующему законодательству авторский надзор за строительством по архитектурно-строительному проекту считается обязательным. В случае реализации дизайн-проекта авторский надзор формально необязателен. Но в реальности он необходим, особенно когда речь идет о сложных проектных решениях, требующих уточнения на стадии строительства и ремонтно-отделочных работ, в процессе которых неизбежно возникает множество вопросов. Все они требуют взаимодействия и консультаций между исполнителями этих работ и авторами проекта. Только так возможно принятие быстрой квалифицированной и беспроигрышной корректировки. Опыт показывает, что в противном случае не удается избежать несовпадений, в том числе серьезных, касающихся планировочных, цветовых и прочих решений, между задуманным и реализованным.
Авторский надзор по договоренности с заказчиком, как правило, включает в себя:
– регулярное посещение автором проекта объекта, находящегося в работе;
– контроль проводимых работ на предмет соответствия проекту;
– консультации с исполнителями работ (прорабом, подрядчиком) и заказчиком;
– внесение изменений и уточнений в проект по мере необходимости, согласование их с заказчиком;
– по поручению заказчика заказ оборудования, отделочных материалов и, в случае авторского надзора за исполнением дизайн-проекта, декоративных элементов для интерьера.

 

Бетон – искусственный камень, созданный на основе природных минералов и применяемый в строительстве в виде блоков, формованных в заводских условиях железобетонных изделий, а также в растворе при возведении монолитных конструкций (фундаменты, стены, опорные колонны, перекрытия), заливаемом непосредственно на стройке.
В современном загородном строительстве основная область применения монолитного бетона – фундаменты построек, лестницы и ландшафтные работы (подпорные стенки на рельефе). Бетон получается в результате формования и последующего затвердевания смесей из вяжущего вещества, воды, крупных и мелких заполнителей. В классическом варианте это цемент, щебень и песок. В ряде случаев в бетон добавляют пластификаторы и гидрофобизаторы. При отрицательных температурах, чтобы не останавливать строительные работы, вводятся противоморозные добавки.
Основными характеристиками, определяющими качество бетона, являются его прочность на сжатие, которая обозначается марками от М50 до М1000 (самые популярные в загородном строительстве бетоны марок М200 и М250), а также жесткость (сверхжесткие, жесткие и подвижные смеси).
В частном загородном строительстве применяются как бетон промышленного производства, так и бетонные растворы самостоятельного приготовления. Последние чаще всего используются при небольших объемах работ, а также в тех случаях, когда состояние подъездных путей не позволяет тяжелой автотехнике приблизиться к месту стройки.

«Заводской» бетон, как правило, имеет стабильное качество. В случае самостоятельного приготовления бетона (из местного песка, щебня и фасованного цемента) его качество под большим вопросом (например, песок даже с незначительными включениями глины существенно снижает прочность), да и человеческий фактор (неквалифицированная рабочая сила) усугубляет ситуацию. Основные ошибки при работе с бетоном домашнего производства – нарушение пропорций главных компонентов (в частности, повышенное содержание воды увеличивает пластичность раствора, но снижает прочность), а также неправильное армирование монолитных железобетонных конструкций.

 

Грунт. От немецкого Grund – основа, почва, горные породы, залегающие в верхних слоях земной коры.
По составу грунты бывают растительного происхождения (торф), а также минеральные (песок, супесь, гравий, глина, суглинок, различные скальные грунты). По происхождению – природные и антропогенные (насыпные и намывные).
В строительстве грунт – это неподвижное основание любых зданий и сооружений, дорожного полотна, рукотворных ландшафтных объектов. Соответственно главная характеристика грунта применительно к строительным работам – его несущая способность. Следствие недооценки этого фактора – ошибки при проектировании домов и коттеджей, строительстве, приводящие к подвижкам, трещинам и разрушению зданий. В связи с этим любое строительство должно начинаться с геологического обследования участка предполагаемой застройки, включающего в себя бурение скважин, изучение свойств и несущей способности грунтов. Исследование позволяет определить тип и конструкцию фундамента, а при необходимости выполнить целый комплекс мер по укреплению подвижных грунтов.
Однако то, что выступает базовым правилом для многоэтажного капитального строительства, при возведении частных коттеджей далеко не всегда рассматривается как обязательное условие. Между тем подготовка строительного основания на сложных грунтах может вылиться в суммы, способные сделать застройку данного участка экономически нецелесообразной.

К числу «проблемных» природных грунтов в районах частной застройки в европейской части России относятся в первую очередь многометровые толщи торфяников, которые необходимо замещать привозным грунтом из щебня, песка, битого кирпича. Не меньше сложностей несет строительство на плывунах (подвижные слои мелкого водонасыщенного песка). Глинистые грунты могут «не держать» фундаментов либо быть склонными к морозному пучению и «выталкивать» из земли бетонные конструкции. Такие грунты также требуют больших объемов земляных работ при строительстве. Кроме того, наличие на участке застройки грунтов с плохой фильтрующей способностью и высокий уровень грунтовых вод затрудняют дренажные и ландшафтные работы, а также устройство полей фильтрации для локальной канализации.

 

Изразцы. Керамические (глиняные) плитки специальной коробчатой формы, разновидность кафеля, предназначенная в основном для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий.
Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной, покрытой глазурью (ценинный изразец) или не иметь покрытия вовсе (терракотовый изразец). Обратная сторона изразца имеет вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке.
Изразцы – это уникальное изделие, они только на первый взгляд кажутся стандартными. Использование изразцов добавляет интерьеру оригинальности, материалы, из которых они изготавливаются, отличаются прочностью и легкостью. В России изразцы стали пользоваться популярностью еще в XII веке, в Европе же они известны с VIII века, но широкое признание получили лишь в XV – XVI вв. В Голландии, Германии и Швейцарии были известны главным образом белые изразцы с синим рисунком. До наших дней сохранилось множество истинных произведений этого древнего искусства. Изготовление изразцов – сложный процесс. Настоящие плитки, выполненные с учетом всех требований, прочны, не боятся высоких температур, от них не исходит неприятного запаха – для росписи используются только самые качественные краски. Между тем довольно часто изразцами ошибочно называют облицовочные плитки без румпы на тыльной стороне.

Настоящий загородный дом трудно представить себе без печи или камина, и изразцы, как никакой другой материал, актуальны для их облицовки. Известно, что около изразцовых печей создается особая, теплая атмосфера, которая объясняется не только эстетическими свойствами этого материала, но прежде всего его экологичностью. Дело в том, что тепловое излучение керамики по многим параметрам совпадает с излучением, исходящим от солнца. Вот почему камины и печи, облицованные изразцовыми плитками, греют, но не обжигают – аккумулирующая и теплораспределяющая способность здесь намного выше. Да и нагревать воздух такие печи будут намного эффективнее.

 

Конек. Верхнее ребро, соединяющее скаты кровли, доборный элемент кровельных систем.
В средневековом деревянном зодчестве коньком именовалось резное украшение на вершине крыши в виде коня или птицы. Позднее это название укрепилось за ребром кровельной системы (строительной конструкции, соединяющей верхние грани скатных кровель), а также широкой линейкой доборных элементов из разных материалов, венчающих кровлю.
В недавнем прошлом в качестве основного конькового элемента для всех видов кровельных покрытий служили изогнутые планки из оцинкованного железа. В настоящее время подавляющее большинство производителей предлагает широкую линейку доборных элементов из тех же материалов, что и основные покрытия. На строительном рынке присутствуют коньковые элементы из разных видов черепицы (натуральных и композитных), а также наплавляемые рулонные материалы на битумной основе, которые используются для коньков плоских кровель. Универсальными для покрытий из разных материалов являются коньковые планки из металла с полимерным покрытием в цвет кровли. Такие детали могут быть прямыми, закругленными или фигурными (фасонными). Торцы металлических коньковых планок над фронтонами прикрываются декоративными заглушками.
Конек кровли служит не только для защиты здания от атмосферных осадков, но также призван обеспечивать эффективную вентиляцию воздушной прослойки кровли.
Поскольку конек является самой высокой частью дома, проектировщики интерьеров мансард рекомендуют вести в них отделку помещений «под конек», чтобы тем самым зрительно увеличить высоту комнат.

Ошибки конструкторов и строителей, допущенные при монтаже конька кровли, как правило, приводят к теплопотерям. Ведь монтировать утеплитель на стыке, в зоне примыкания конькового бруса, и контролировать качество работы строителей в самой верхней точке дома – всегда непросто. А теплый воздух, согласно законам физики, поднимается вверх. Таким образом, конек кровли – это не только элемент декора, но и одно их самых уязвимых мест в доме с точки зрения тепловой защиты.

 

Лепной декор. Рельефные украшения (фигурные и орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлиты или отпрессованы из гипса, штукатурки, бетона или других материалов.
Лепнина применялась еще в Древнем Египте, а затем в Древней Греции и Риме. Именно античность формировала ее классические образцы. В русской архитектуре лепнина начала появляться только в XVII-XVIII вв. Одним из первых стилей лепного декора в России стал барокко с характерной для него вычурностью линий и форм. К середине XVIII века вошел в моду классицизм, благодаря которому лепнина приобрела строгие черты. Ампир привнес в нее имперские и военные акценты. Кстати говоря, считается, что то были времена удивительной гармонии лепнины и образцов монументальной военной живописи.

Невзирая на смену художественных стилей и исторических эпох, лепной декор, видоизменяясь, то выступал на передний план, то оставался в некоторой тени, но всегда в разных видах существовал в архитектуре и искусстве создания интерьеров. Лепнина в виде украшений – колонн и их элементов, кронштейнов, ниспадающих гирлянд, картушей, фестонов, фриз, розетт, флеронов, замковых камней – это традиционный и наиболее характерный элемент аристократичного и роскошного дизайна. Но было бы заблуждением считать, что лепной декор – прерогатива только классики. Настоящая художественная лепка и ее имитация в виде декоративных элементов из синтетических материалов (вроде полиуретана) позволяет импровизировать и оформлять интерьер в разных стилях: от классического до ультрасовременного. Лепной декор – не только чрезвычайно выразительное декоративное украшение. С его помощью можно зрительно менять объем пространства, маскировать и нейтрализовать недостатки или, напротив, подчеркивать достоинства помещения, акцентировать нужные детали. Несмотря на разнообразие материалов для лепного декора и его имитацию, предпочтительным остается белый цвет лепнины. Именно он придает наибольшую выразительность игре светотеней.

 

Модерн. От французского moderne – современный. Художественное направление в искусстве, достигшее наибольшей популярности и расцвета в конце XIX – начале XX века.
Отличительные черты модерна, и прежде всего в архитектуре, – отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям и материалам, прикладному искусству, а также стремление к сочетанию художественных и утилитарных функций в создаваемых произведениях. В России, особенно в Петербурге, новое архитектурное течение с привнесением неоромантических скандинавских тенденций получило название «северного модерна». Не случайно одним из самых ярких архитекторов, творивших в этом стиле, стал представитель шведской диаспоры Фридрих Лидваль. Характерные внешние приметы архитектуры «северного модерна» – во взаимовыигрышном сочетании искусственных и природных отделочных материалов (гранит, майолика, орнаменты с северными фольклорными мотивами, с изображениями флоры и фауны, скульптура, керамическая плитка). В соединении с массивной формой зданий, разнообразием оконных проемов фасады домов выглядят незабываемо.

Большое внимание уделялось не только внешнему облику зданий, но и детальной проработке интерьеров. Все – от пластических «текучих» линий кованых лестниц, перил, балконов до светильников, напольных, настольных, свисающих с потолка, и дверных и оконных ручек – тщательно проектировалось в едином стиле. И если в городской архитектурной среде, по мнению некоторых исследователей, «северный модерн» не получил массового распространения, то едва ли не самые яркие страницы петербургского дачного строительства начала ХХ века связаны именно с ним. В удивительно органичном сочетании северной природы, натуральных материалов (дерева и камня) и мотивов петербургской архитектуры заключается своеобразие таких дачных построек. И сейчас многие владельцы загородных домов неравнодушны к модерну, склонны к стилизации своих особняков в этом направлении.

 

Ниша. Архитектурный элемент, декоративное углубление в стене, используемое для установки статуй, ваз, мебели или других предметов.
В зависимости от своего назначения ниши могут быть сугубо декоративными или, напротив, предельно функциональными. В них, с учетом размеров и цели, можно располагать не только сувениры, коллекции, но и камины, встраивать шкафы, аквариумы, фонтаны, бытовую технику. При современных возможностях нишу можно устроить в любой стене, даже если ее идея заранее не заложена в проект. Но серьезная ниша в капитальной стене, вероятно, потребует инженерно-технических решений и согласований, с гипсокартонными же перегородками все гораздо проще. В любом случае, создание ниши лучше доверить специалисту.
С помощью ниш можно изменять облик интерьера и корректировать визуальное восприятие пространства. Вертикальные ниши зрительно увеличат высоту потолка, горизонтальные – несколько раздвинут стены, расширят помещение. Ниши с подсветкой создадут источники дополнительного освещения, незаменимые в сумрачных коридорах или холлах. Множество всевозможных дизайнерских фантазий могут сделать нишу саму по себе украшением интерьера и даже его эстетической доминантой. Для эффектного оформления задней плоскости ниш с подсветкой используются самые разные приемы и материалы. Это могут быть зеркала или камень, авторская штукатурка или роспись, контрастный цвет или неожиданные обои. Форма ниш способна создавать стилистический колорит. К примеру, если оформление дома или его отдельных помещений задумано в восточном (арабском или азиатском) стиле, незаменимыми станут арочные и стрельчатые ниши.

В загородном доме идея ниш приобретает особую актуальность. Это не только места для хранения вещей. Известно, что в просторных помещениях бывает не так легко создать уютную атмосферу, неповторимый облик интерьера. С помощью ниш любой объем подчинится организации, они позволяют широко использовать приемы зонирования и расставлять нужные акценты.

 

Опалубка. Сборная матрица для придания требуемой формы бетонным или железобетонным конструкциям, применяемая при возведении монолитных или ленточных фундаментов, стен, перекрытий, несущих колон и других конструктивных элементов в строительстве. Различают съемные и несъемные опалубки.
Несъемные опалубки могут выпускаться в виде готовых модулей и стеновых блоков из разных материалов (пенополистирол, арболит), в них закладывается арматура и заливается бетонный раствор. Лицевые поверхности элементов такой опалубки подвергают финишной отделке. Технологии строительства с использованием несъемных опалубок находят все более широкое распространение в строительстве частных коттеджей.
Разборные опалубки выполняются из разных материалов. Самые распространенные в частном строительстве – деревянные. Они возводятся из дощатых щитов с подпорками, всевозможными стяжками, распорками и крепежными элементами и используются преимущественно для фундаментов. Конструкция такой опалубки должна выдерживать значительные нагрузки, обеспечивать неподвижность и сохранять геометрические размеры при заливке массы бетона. Такую опалубку можно использовать повторно – ее оборачиваемость достигает 8–10 циклов. Для элементов сложной конфигурации, например радиусных, в качестве опалубочных щитов (палубы) могут использоваться листы влагостойкой фанеры на деревянном каркасе. Главное достоинство деревянных опалубок – дешевизна.

В профессиональном монолитном строительстве используются разборно-переставные щитовые опалубки промышленного производства.Компании, ориентированные на такое строительство, располагают собственным парком сборно-разборных опалубок либо берут их в аренду. Конструкции, состоящие из щитов, каркасных элементов, поддерживающих стоек и лесов, позволяют решать практически любые строительные задачи. Конструктивная основа таких опалубок – несущая металли­ческая рама (стальная или алюминиевая) и заменяемые опалубочные плиты-вкладыши из водостойкой фанеры, алюминия либо различных слоистых пластиков.

 

Термодревесина (термообработанная древесина). Материал для строительных и отделочных работ, произведенный из натуральной древесины хвойных или лиственных пород, прошедшей глубокую тепловую обработку при температуре выше 180°С. При термообработке не применяются химические способы защиты путем пропитки материала органическими и неорганическими антисептиками, поэтому сохраняется его естественная экологическая чистота.
Благодаря прогреву из древесины удаляется остаточная влажность, а сам материал приобретает новые декоративные и потребительские свойства. В отличие от древесины, прошедшей только традиционную камерную сушку, термодревесина не подвержена биопоражениям, не разбухает в условиях высокой влажности, не коробится и не растрескивается.
В зависимости от температуры обработки материал меняет цвет: от золотистого до насыщенного шоколадного, причем поверхностные и глубинные слои окрашиваются равномерно. Поэтому при использовании изделий из термодревесины в качестве напольного покрытия на них не видны потертости и царапины.
В странах Европы и в России известно несколько способов промышленной термообработки древесины, имеющих разные технологические нюансы. В стандартах ЕС выделены три класса термодревесины. Первый, с температурой обработки от 190 °С, влияет на декоративные свойства материала (он приобретает более темный оттенок). Температура обработки от 210 °С (второй класс) в несколько раз увеличивает устойчивость к гниению, но гибкость и пластичность материала снижаются. Температура от 230 °С делает древесину исключительно устойчивой к биопоражениям и размоканию.
Термодревесина имеет широкую область применения в ландшафтных и строительных работах: из нее делают декоративные ограждения, садовые дорожки, уличную мебель, которым не страшны дожди и морозы, облицовку в банях, саунах, а также покрытие террас и площадок вокруг бассейнов. Из массива термообработанной древесины производят оконные рамы и дверные блоки, которые по декоративным свойствам близки к изделиям из ценных пород дерева. Вагонка и планкен из термодревесины используются в отделке фасадов.

 

Статьи для «Энциклопедии строительства» подготовили Татьяна Андреева и Филипп Урбан.

 


  Карта сайта
       
 

ПРОЕКТЫ

СТАТЬИ

ИНФОРМАЦИЯ

           
  Каталог проектов   Новые статьи   Новости
  Бесплатный проект дома   Медиа - кит   Контакты
  Реализованные проекты   Архив статей   Распространение
  Новые проекты   О нас
  Лидеры продаж   Партнеры
      Рекламодателям
      Выставки
  Пользовательское соглашение
  Вакансии
  Вопрос архитектору
  Помощь по сайту
 
Сайт разработан "DIIRECT PRODUCTION STUDIO" 2013

© 2001 - ИД "Проекты коттеджей"
Сайт зарегистрирован в Роскомнадзоре 15.06.2012 Эл №ФС77-50214